Наверх

"Дорога к виртуальному облаку"

Дата публикации: 20 Февраля 2013 Распечатать

 СОТНИ ГОРОДОВ - ОДНА СИСТЕМА

01 photo 150 248В рамках одобренной в 2011 году стратегии развития информационных технологий организаций системы АК «Транснефть» ОАО «Связьтранснефть» в качестве корпоративного оператора IT-услуг компании сопровождает проекты внедрения корпоративных информационных систем и готовится к их приемке в эксплуатацию. В работе ряд инфраструктурных и информационных проектов (электронный архив и документооборот, система консолидации финансовой отчетности, корпоративный каталог IT-услуг, система управления инвестиционными проектами, система учета и отчетности для предприятий ТНП, модернизация сетевой инфра-структуры и пр.).

Строительство главного центра управления и центра обработки данных (ЦОД) — уже пройденные этапы. Под руководством Департамента информационных технологий АК «Транснефть» начато внедрение интегрированной системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP) авторитетной международной компании SAP AG, решения которой широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране. Информационная система включает в себя все необходимые контуры автоматизации: управление фи-нансами, персоналом, сбытом и логистикой, закупками, активами, производственными процессами и пр. Генеральная схема развития сети связи, учитывая потребности компании в развитии информационных технологий, определяет, что до 2017 года все подразделения «Транснефти», в том числе и самые отдаленные, должны быть подключены к корпоративным информационным системам.

На практике это означает, что сотрудник компании в Тюмени или Козьмино сможет пользоваться всеми информационными услугами корпоративного облака АК «Транснефть», состоящего из нескольких центров обработки данных, объединенных высокоскоростными каналами связи. Информационное равенство центра и регионов требует сложных технических решений. Прежде всего речь идет об увеличении информационных мощностей АК «Транснефть». Большим шагом в этом направлении стал ввод в опытную эксплуатацию в декабре 2012 года новейшего центра обработки данных Московского региона.

Не позднее мая начнется его полноценная работа, и тогда новыми информационными услугами смогут пользоваться все московские офисы компании и несколько региональных подразделений. Постепенно к ним подключатся и остальные, а в перспективе корпоративное облако прирастет региональными ЦОД. Первой ласточкой, которая прилетит в главный, московский центр, станет база данных ERP SAP. Новый ЦОД является первым необходимым элементом корпоративного виртуального облака АК «Транснефть». В перспективе каждое IT-подразделение получит возможность сконфигурировать собственный виртуальный сервер, организовать хранение и обработку данных, используя самые современные технологии виртуализации. Это позволит сбалансировать нагрузку на серверы, обеспечить высокую отказоустойчивость вычислений и защиту целостности данных.

НА ВЫСОКИХ СКОРОСТЯХ

02 pictЧтобы создать современную информационную среду, «Связьтранснефть» проводит масштабную модернизацию оборудования и линий связи магистральной транспортной сети по всей территории Российской Федерации. Действующие каналы связи, построенные для пропуска трафика телефонии и сигналов автоматизированной системы управления технологическими процессами, не рассчитаны на большие потоки информации. В этой связи с января 2013 года обеспечен минимально необходимый этап расширения каналов связи для нужд IT: из Москвы в сторону территориальных управлений МН организована полоса емкостью 10 Мбит/с, а от территориальных диспетчерских пунктов до РНУ — 5 Мбит/с.

Связисты планируют, что к 2017 году все дочерние общества будут связаны единой высокоскоростной сетью передачи данных. Пропускная способность каналов, связывающих центральный диспетчерский пункт в Москве с диспетчерскими пунктами подразделений АК «Транснефть», составит не менее 20 Гбит/с. Территориальный и региональный диспетчерские пункты свяжет полоса в 10 Гбит/с, далее до НПС — 1 Гбит/с. В результате, благодаря новым типовым проектным решениям, применяемым на сети связи «Связьтранснефти», высокий уровень передачи данных, соответствующий современным мировым стандартам, сможет быть многократно масштабирован в кратчайшие сроки, несопоставимые с нынешними сроками модернизации сетей.

Для организации доступа столичных офисов дочерних компаний АК «Транснефть» к ресурсам ЦОД и взаимного обмена данными в 2012 году введено в эксплуатацию высокоскоростное кольцо передачи данных с технологией DWDM, состоящее из 10 узлов.

Новое оборудование московского участка сети передачи данных обеспечивает производительность в 30 Гбит/с при возможности расширения до 120 Гбит/с. 10 Гбит предназначены для передачи данных организаций системы «Транснефть» в стандарте IP/MPLS, 10 Гбит поддерживают технологию STM-64, 10 Гбит выделены для связи с ЦОД.

ИНЖЕНЕР ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ

С начала прошлого года «Связьтранснефтью» организована единая круглосуточная служба приема обращений сотрудников «Транснефти» по вопросам эксплуатации корпоративных информационных систем. Сегодня работники центральных офисов АК «Транснефть» могут оставить заявку на обслуживание в Центре поддержки пользователей по внутреннему номеру 5555 или электронной почте, и к ним обязательно придет инженер, чтобы устранить все проблемы. Доступ к сервисной службе есть и со стороны внешней связи через единый номер 8-800-555-5565, кото¬рый работает на всей территории страны.

Работа Центра поддержки обеспечивается тремя линиями специалистов. Первая — call-центр, который принимает и регистрирует заявки, вторая — эксперт, готовый проконсультировать заявителя или решить проблему удаленно, и третья — производитель технического решения, к помощи которого прибегают только в самом крайнем случае. Время обработки каждой поступившей заявки определяется договорными обязательствами и уровнем SLA (Service Level Agreement) на данный вид услуг. Приемку работ осуществляет сам заявитель — только тот, кто подал заявку, может ее закрыть.

Весь процесс обслуживания контролируется автоматически информационной системой HP Service Manager. Если за установленный SLA срок ничего не сделано, пользователь имеет право пожаловаться и потребовать применения штрафных санкций к исполнителю. По ходу внедрения новых информационных систем и подключения к ним удаленных пользователей возникнет необходимость в создании региональных центров поддержки пользователей в других городах.

Учитывая широту географии АК «Транснефть», подразделения которой присутствуют во всех часовых поясах, необходимо размещать специалистов второй линии поддержки по соседству с пользователями.

В планах «Связьтранснефти» создать первые региональные центры компетенций уже в текущем году.

Журнал "Трубопроводный транспорт нефти", №2'2013